Задержка психического развития это

В. В. Лебединский (2003) выделил основных 6 видов нарушений психического развития:

Задержка психического развития это
  1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
  2. Задержанное психическое развитие (обратимое — всецело либо частично).
  3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода обычного психического развития).
  4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
  5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

Под задержкой психического развития (ЗПР) знают замедление обычного темпа психического созревания если сравнивать с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода обычного развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий) и тенденцией к нивелированию с взрослением ребенка. О ЗПР возможно сказать до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся показатели недоразвития психических функций в более старшем возрасте говорят об олигофрении (умственной отсталости).

Задержка психического развития это

Распространенность ЗПР среди детского населения образовывает 1%, 2% и 8–10% в структуре психических болезней (Кузнецова Л. М.). Задержки психического развития в качестве синдрома, естественно, видятся существенно чаще.

Выделяют следующие вариации этого состояния:

Задержка психического развития это

1. ЗПР конституционного происхождения (психический инфантилизм). Связан с замедленным созреванием структур левого полушария, что обуславливает эмоционально-личностную незрелость ребенка, который оказывается как бы на более ранней ступени развития эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая незрелость может сочетаться с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активного внимания.
Характерно: преобладание повышенного фона настроения, непосредственность и яркость чувств при их поверхности и нестойкости; высокая подражаемость, преобладание игровых интересов, внушаемость.
2. ЗПР соматического происхождения. Обусловлена инфекционными, соматическими болезнями ребенка либо хроническими болезнями матери. Появляется у детей с хроническими соматическими болезнями — сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что ведет к понижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети медлительны, быстро устают, работоспособность неровная (выше в 1-ой половине дня); внимание быстро рассеивается; двигательные навыки и умственное развитие не хватает.
3. ЗПР психогенного происхождения. Связано с негативными условиями воспитания, мешающими верному формированию личности ребёнка. При раннем происхождении и долгом действии психотравмирующих факторов смогут появиться стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что ведет к невротическим и неврозоподобным нарушениям. В условиях безнадзорности у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду. В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У некоторых детей наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других — робость, боязливость, страхи, мутизм.
При названном варианте ЗПР на первый замысел кроме этого выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, понижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не могут к долгим интеллектуальным усилиям.
4. ЗПР церебрально-органического генеза. Видится чаще, владеет большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает главное место в аномалии развития. Обстоятельства: патология беременности и родов; инфекции, интоксикации; травмы ЦНС в 1-е годы жизни – в определённой мере сходны с обстоятельствами, приводящими к олигофрении. Чаще данный тип ЗПР связан с более поздними поражениями мозга, в то время, когда разделение основных мозговых систем уже закончена. Характерно: нарушение познавательной деятельности, отсутствуют живость и яркость чувств; не сильный уровень в оценке и низкий уровень притязаний; игру характеризует бедность воображения и творчества; преобладание двигательной расторможенности.

ЗПР сложно отграничить от сходных состояний:педагогической запущенности, умственной отсталости, детского аутизма, инфантилизма. Но значительно чаще ЗПР путают с умственной отсталостью.

Задержка психического развития это

Основные критерии отграничения ЗПР и умственной отсталости