Торжественные прически на длинные волосы

Казачья одежда (казаки).

О том, что носили казаки в 1705 году, сказал в Посольском приказе атаман донской зимовой станицы Сава Кочет: …платья де они носят по старому своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные обожают платье и обувь по черкасски и по калмыцки, а иные обыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит. И в том де между ними распри и никакого посмехания приятель над другом нет. А дальше, как бы давая предупреждение Петра о том, что среди казаков петровские новшества не приживутся, сказал: А германского платья де никто из них казаков у них на Дону не носит, и мастеров, другими словами портных, каковые б германское платье имели возможность делать, в городах их казацких не живут.
Петр I и не стал коверкать классическую казачью одежду. Возможно, просто руки не дошли, быть может, осознал, что казачья одежда и по большому счету внешний вид — что-то большее, чем мода, и бритье бород и введение германского платья у казаков бескровными не будут. Но вероятнее, царь-реформатор в совместных с казаками походах убедился, как приспособлена одежда казаков к боевой жизни в степи.
Одежду донцов А. И. Ригельман обрисовывает так: Платье носят совсем татарское, парчевое, штофное либо суконное, кафтан и полукафтанье либо бешмет и брюки широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком.

Характеризуя особенности домашнего уклада и хозяйственной деятельности верховцев и низовцев, И. Краснов отмечает: в нравах своих верховые казаки выявляют строгость, переходящую время от времени в суровость, умеренность в пище и одежде, доводимую время от времени до скупости. … …у низовых казаков не отмечается ни простоты нравов, ни патриархальности… С давних пор отличались они щеголеватостью в одежде.

Вправду, казаки верхнедонских станиц наряжались очень непритязательно, фактически так же, как обитатели

южно-русских губерний. Примером для того чтобы костюма помогает одежда казаков-некрасовцев. У них классический мужской костюм включал белую рубаху, подвязанную поясом, плетеным из шерстяных нитей. Рубашка наряжалась навыпуск поверх портков-шаровар. Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и торжественной, а также свадебной, одежды.

Костюм низовых казаков поражал своей необычностью. Он воображал собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов. Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.

Зимой казаки носили шубы и тулупы. В походы они одевали неотёсанного сукна зипуны, подпоясанные ремнем, широкие шаровары, убранные в голенища сапог, и шапки из овчины.
При шитье одеж¬ды казаками использова¬лись домотканые конопляные, льняные, а мало позднее — шерстяные суконные ткани наровне с покупными хлопчатобумажными, шелковыми и, реже, шерстяными тканями.

Любимыми цветами казаков были красный и светло синий. Они употреблялись и в домашней, и в походной одежде.

Казак более всего ценил одежду не за ее цена а также не за удобство, которым славилась казачья справа, а за тот внутренний духовный суть, которым были наполнены любой стежок, любая деталь казачьего костюма. По верам древних, одежда — вторая кожа, исходя из этого коренные казаки ни при каких обстоятельствах не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уж тем более одежду с убитых. Надеть чуждые покровы означало войти в волю дарителя и утратить свою. Исходя из этого казак ни за что не надел бы шубу с царского плеча. Награждая казаков, атаманы дарили им материал на справу, но ни при каких обстоятельствах не дарили атаманский кафтан. Наиболее ценилась одежда, шитая матерью либо женой. Первую крестильную рубаху шила и дарила крестная, она надевалась один раз, всю жизнь сохранялась нестиранной вместе с прядями первых волос, погребалась с погибшим либо, в случае если казак умирал вдалеке от дома, сжигалась вместе с вещами, которых он касался.

А сейчас более детально о каждом виде одежды:

Казачья старинная одежда весьма старая. Прежде всего это относится к изобретению скифов — шароварам, без которых неосуществима жизнь кочевника кон¬ника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары — в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие конкретно носили казаки и в XVIII, и в XIX столетиях.
Шаровары, как и рубашка, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была и нательной и выходной в один момент.

В литературе шаровары именуют: брюки широкие, простые шаровары, широкие шаровары (у низовых казаков), портки-шаровары. Они, в большинстве случаев, заправлялись в сапоги.
Шаровары отличались по цвету. В будни носили лишь светло синий (киндечные), а в торжественные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).

Обязательная часть одежды — шаровары. Подвязывались узким ремешком — гашником, за которым в припарку, ближе к телу, пришивался кошелек. Из этого запрятать в загашник

У некрасовцев цвет полотняных либо ситцевых портов зависел от возраста мужчины. Красные, кармазинные, порты носили в будни юные (портки кырмызовые киндяком подшитые), светло синий, киндяшные, — сердовые, т. е. среднего возраста казаки, а белые — старики. Зимний период поверх полотняных надевали домотканые суконные порты.

Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи (чембары) и др. Носили их на учкуре — узком шнуре, протянутом в мягкого пояса казачьих шаровар; туго затянутый учкур (гашник, вушкар, вушкарник) поддерживает их на бедрах и незаметен под бешметом и черкеской.

Особенное значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они в первый раз Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной ка¬зачьей одежде. Так что при Платове ношение лампасов было лишь узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к свободному воинству. Не просто так так гордились и гордятся ими казаки. Не просто так с ними огнем и клинком боролись коммунисты. За погон, за кокарду, за лампас надеялся расстрел на месте.

Казаки верхнедонских станиц наряжались фактически одинаково с обитателями южнорусских губерний. Так классический мужской костюм казаков-некрасовцев включал белую полотняную рубаху, украшенную на груди вышивкой и стеклярусом и отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с воротом — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который употреблялся в счете как зарубка на память). Рубашка подвязывалась поясом, плетенным из шерстяных нитей, и наряжалась навыпуск поверх портков-шаровар.

Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы).
Рубахи в зависимости от их назначения шили из холста различного качества, шелка, пестряди; с распро¬странением фабричных тканей — из ситца, ку¬мача и пр. Степняки по большому счету предпочитали шелк другим тканям — на шелке вошь не живет. Сверху — сукно, а на теле — шелк!.

Рубахи: украинская и русская косоворотки с вышивкой. Надевалась под мундир. Считались нижним бельем, спидницей, в котором показаться на людях неприлично

Сверху на рубаху и брюки надевали бешмет. Большей частью он воображал собою кафтан с перехватом, время от времени отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из различных тканей (шерсти, шёлка, репса, атласа, сатина и др.), на подкладке, довольно часто стеганым на вате. Бешмет был длиной чуть выше колен либо до колен, с подрезной по талии спинкой, прямыми цельными полами, застёгивавшимися до талии на крючок, с боковыми клиньями. Воротник всегда был стоячим, рукава узкими и долгими. Подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, другими словами кожаным поясом, украшенным бронзовыми и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал либо сабля.

Среди казачьих бешметов XVIII — первой четверти XX века выделяются бешметы казаков-некрасовцев — это верхняя, стеганная на вате либо шерсти одежда из шелковой ткани типа хан-атлас оранжево-желтого цвета с тёмными полосами (долгий цветной стеганый кафтан), украшенный тесьмой и стеклярусом. Одежда распашная, подрезная по талии, с долгими узкими рукавами, от пояса легко расклешенная, застежка справа налево, косая, на восьми пуговицах и воздушных петлях. Перед смертью некрасовцев за границей бешмет был свадебной одеждой.
Потом ватный бешмет стал прототипом ватника (теплушки), а легкий укороченный защитного цвета — гимнастерки. Бешмет утверждённого по цвету и покрою примера входил в состав форменной одежды всех казачьих армий. Во внеслужебное время казаки имели возможность носить бешметы любого цвета и материала: пожилые казаки носили светло синий, тёмного, коричневого цветов; юные — красного, бордового, зелёного, голубого. Бешметы употреблялись как в качестве уличной, так и домашней одежды. Юные казаки носили узкие бешметы летом на протяжении гуляний и праздничных дней. Ветхие казаки носили дома стёганные на вате бешметы. Стеганые бешметы стариков были более свободного покроя и шились в большинстве случаев ниже колен. Выходя на улицу, они надевали поверх бешметов каф¬таны, черкески либо другую дополнительную одежду.

Теплушка (дон.) — маленький ватный бешмет; цельные полы, правая поверх левой, мягкий стоячий воротник и застежка до пояса на крючках; спина в талии обрезная и нижняя часть от пояса собрана в складки, по 2–3 с каждого бока.

Архалук (архалух, архалык), тюркское наименование бешмета, употреблявшееся в Закавказье. Связано с названием спины, спинного хребта – аркъа, т. е. спиногрей.

К началу XVIII в. сложился классический тип одежды, обязательной принадлежностью которого был зипун. С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги, шапки.

Зипун — это вид распашной одежды (довольно часто из верблюжьей шерсти) полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из неотёсанного самодельного сукна броских цветов со швами, отделанными по рукавам и вороту контрастными шнурами из кожи. В большинстве случаев, это была двубортная одежда с долгими рукавами, застегивающаяся справа налево на крючки либо кожаные пуговицы и кожаные петли. Довольно часто надевался на рубаху под бешмет.

Зипун подвязывался кушаком, так, что концы, завязанные спереди, заправлялись за кушак справа и слева.

Он считался такими важным элементом костюма, что походы за военной добычей довольно часто назывались походами за зипунами. Первоначальный суть ходить за зипунами не имел пошлого значения, грабить всякого, кто попадется; это означало вылавливание в степи богатых иноплеменников, одетых в дорогие одежды для того, чтобы получить за них выкуп либо обменять на собратьев, попавших в плен. Популярность зипунов возможно растолковать их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным маленькими объемными размерами, и относительно мягкими климатическими условиями донского края.

Носили казаки и зипуны своей работы, они были опушены светло синий каймой с шелковыми нашивками.

Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Казачий кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, весьма широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одно-цветным рисунком) броских расцветок, застегивался серебряными либо позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом либо турецкий кушак, на котором носили булатный нож либо шашку. Поверх кафтана время от времени одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (золотая, серебряная либо мишурная (бронзовая, оловянная) тесьма) с блестками. А. показывает на кафтаны и полукафтаны парчовые, штофные и суконные.

В Черкасске, городе неординарно оживленном и людном в дни праздничных дней, казаки щеголяли в самых пестрых одеждах — атласных кафтанах с серебряными нашивками и жемчужным ожерельем, с золотыми, серебряными пуговицами и серебряными застежками. Возможно было заметить на казаках бархатные кафтаны без рукавов.

Чекмень — старинная верхняя одежда казаков удобная для верховой езды (чекмень — на Дону, керея — у Запорожцев). Он шился из сукна в талию и с широкими рукавами, стянутыми в запястье манжетом; по основным линиям кроя и по методу запахивания правой полы на левую, подобен скифским кафтанам с древних изображений, и кавказской черкеске. Расхожий чекмень длиною до колен, а торжественные на 15 либо 20 сантиметров дольше, передние полы цельные, спина разрезная по талии, грудь открытая практически до пояса, как в черкеске, полы обшиты кругом широкой парчовой либо узорчатой цветной ширинкой; рукава довольно часто имели разрез по внешнему шву между плечом и локтем, так что их возможно было откидывать за спину. Парадный чекмень носился в распашку поверх бешмета и холодного оружия, а расхожий стягивался поясом, на котором снаружи навешивалась шашка. (По картинкам А. И. Ригельмана).

Чекмень почетный, жаловался лицам, занимающим публичные должности в станицах и деревнях. Выполнялся по примеру мундирной черкески, без погон, с обшивкой узким серебряным галуном: у урядников и нестроевых старшего разряда – по бортам, краям рукавов и около напатронников; у казаков и нестроевых младшего разряда – по краям рукавов. Алый бешмет к чекменю имел кроме этого галунную обшивку. С ним носились: укороченные шаровары, кинжал, шашка и папаха установленного в войске примера. Почетный чекмень носился на протяжении работы в должностях станичного атамана, почетного судьи и хуторского атамана неизменно, а по окончании работы в этих должностях – на станичных и хуторских сборах, в войсковых кругах в праздничные дни и при представлении руководству. К почетному чекменю представлялись лица, на должностях станичного и хуторского атамана, почетного судьи, и прослужившие на одной из них как минимум несколько лет и имеющие наряду с этим хотя бы одну медаль для ношения на шее.

Чапан – восточный мужской халат.

Торжественные прически на длинные волосы

Черкеска — распашной однобортный кафтан без ворота. Изготовляется из сукна чёрных цветов: тёмного, бурого либо серого. Длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывающим бешмет; рукава с широкими отворотами. Кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким кавказским поясом. Рукава долгие, широкие. Отличительной изюминкой и хорошо узнаваемым элементом являются газыри — кожаные гнёзда для деревянных трубочек, нашиваемые на груди. Ранее в газыри вкладывались ружейные патроны (по 4–8 штук с каждой стороны). На праздничные дни одевали черкеску более долгую и узкую.

Черкеска, не смотря на то, что и отличается от чекменя отсутствием манжет на широких рукавах, нашитыми на груди патронташами и другими небольшими частностями, но в базе крой ее подобен крою чекменя и, непременно, в какой-то мере связан со скифскими примерами. Наряду с этим во всех таких одеяниях от скифского времени правая пола в обязательном порядке запахивается поверх левой.

В дорогу надевалась двух- и трёхслойная одежда (поверх тулупа — зипун). На протяжении промысла либо охоты предпочитали укороченную одежду (куртка).

Шуба

Шуба — это долгая меховая одежда, различного покроя. На Дону бытовала шуба в виде долгого, широкого, запахивающегося халата. Мужские шубы — того же кроя, как и женские запахивались правой полой на левую, но шились на волчьем меху того же фасона и покрывались толстым сукном.

Тулупы казаки носили русского примера. Помимо этого, поверх тулупа зимний период и в непогоду надевался балахон — валенный из овечьей либо верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон с покон веков существовал как независимый головной убор — башлык.

Овчинную одежду шили из дубленых — главным образом красных — вохренных овчин, время от времени — тёмных и редко — белых, недубленых. Использование недубленой, сыромятной овчины — явление весьма старое, на Дону оно сохранялось до конца XIX в.

Бурка

Верхняя одежда в виде плаща – накидки без проемов для рук, валяная из неотёсанной шерсти. Наименование, возможно, от русского обозначения цвета – бурый. Татарское наименование кепенек, у казаков — некрасовцев епанча, у Запорожцев копенек. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале являлась подстилкой и одеялом в один момент. Наброшенная на колья, играла роль заслона либо палатки. Надетая на плечи, маскировала оружие и выручала его от сырости.

Бекирка
— зимняя черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полосой от него до пояса.

Доха
(яргак) — верхняя зимняя мужская и женская одежда, надевавшаяся поверх основной зимней одежды при дальних поездках в санях; изготавливалась из осенних шкур оленей, маралов, диких коз, псов и волков. Собачьи дохи считались особенно теплыми.

Дохи шились, так же как и тулуп, долгими, до самых пят, с широкими рукавами, громадным отложным воротником, который в холода поднимался так, что закрывал всю голову. Спина дохи — широкая, прямая, время от времени расширенная книзу. Две полы прямые, правая время от времени расклешенная. Доха запахивалась справа налево и подпоясывалась кушаком в два обмота. Кушак завязывался спереди, а концы подтыкались около бедер. Воротник у горла подвязывался платком либо шарфом.

Термин доха был заимствован из языка казахов, кочевавших по Нижнему Поволжью и Южному Уралу. Даха-яргак у них — распашная халатообразного покроя одежда из шкурок двух-трехмесячных жеребят, сшитая шерстью наверх. Даха — это одежда из шкур взрослых лошадей. Даха-яргак, хорошо защищавшая человека от ветра и дождя, не портящаяся от влажности, обширно употреблялась уральскими казаками.

Старинная классическая мужская казачья одежда просуществовала до начала XIX века. К этому времени казачество уже совсем превратилось в военное сословие и соста-вило иррегулярные войска. Как и всем русским армиям, им была введена форма. С того времени всю одежду возможно поделить на служебную (военную) и домашнюю.

Обмундирование донских казаков складывалось из темно-синей куртки на крючках, зимний период — темно-светло синий чекмень — куртка того же покроя, но длиной до колен, с темно-синим воротником, обшлагами и погонами с красной выпушкой, темно-светло синий шаровар с красными лампасами. Головной убор — тёмные папахи или фуражки с козырьками, красным околышем и темно-синей тульей, вытянутой вверх наподобие колпака.

А для кубанских казаков, напротив, черкеска тёмного сукна. Количество газырей, расположенных на груди с каждой стороны, первоначально равнялось десяти, но со временем увеличилось до 15 (калибр патрона винтовки, бывшей в потреблении у казаков Кубани,— 15.24, что равнялось 6 линиям). Крайние внешние газыри по своей высоте были на треть меньше основного ряда, в котором в особых пеналах хранились капсюля. Бешмет — зимняя форма одежды — из белого шерстяного сукна, подбивается каракулем тёмного (темно-коричневого) цвета. Кубанский башлык — съемный капюшон с кожаными накладками на швах и удлиненными полами для защиты лица в ненастную погоду, прототип современной лицевой маски,— неизменно красный. Точно как и рубашка косовороткой, одеваемая под черкеску также красного цвета.

На голове значительно чаще кубанка — папаха уменьшенной высоты. У кубанских казаков на шароварах отсутствуют лампасы — это одно из основных отличий. Форма покроя прямая.
Форма сохранила ряд классических элементов мужского костюма — бешмет, черкеска, чекмень, бурка. Одновременно с этим такие элементы формы, как китель, гимнастерка, фуражка, так полюбились казакам, особенно донским, что стали широко распространены в качестве повседневной одежды. Кубанские же казаки остались верны своим кубанкам и газырям.
Домашняя одежда напоминала военную, но она однобортная и отличалась по материалу. Чекмени черкесиновые либо нанковые. Шаровары без лампас, белые холстовые рубахи, и портки.
Фуражка в быту носилась военная.

Костюм и Сейчас говорит о месте человека в обществе. Как говорится, по одежке встречают… Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Небольшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особенным образом повязанный башлык либо надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он выяснял о незнакомом собрате все.

Очень направляться сказать о стариках. В этот самый момент сказать больше направляться не о костюме (старики, в большинстве случаев, донашивали мундиры либо кроме того шили новые сообразно с теми, в которых помогали), а о той роли, которую игрались старики в станичном обществе. Как у всех народов средневековья, старики составляли особенную часть общества, были хранителями казачьей нравственности и обычаев. Формально власти они не имели — скорее, это была власть авторитета и мудрости. В 61 год казак считался вышедшим вчистую, другими словами не имевшим никаких обязанностей ни перед властью, ни перед станичниками. Но тем горячее принимался он за новое свое служение. В большинстве случаев, старики жили в семьях старших сыновей на положении постояльцев, не входя в домашние дела и держа монашеский пост. Сознательно питаясь скудно, они не сидели за неспециализированным столом и лишь по субботам отдавали снохам в стирку белье. Для того чтобы старика возможно было сходу опознать не только по долгополой опрятной одежде, но и по посоху, который делал его очень глубокоуважаемым среди людей незнакомых. Не имея никаких обязанностей перед казаками, старики были в постоянных хлопотах: посещали больных, вдов, сирот, неизменно подсказывали атаману, как наладить жизнь станицы. Они знали все и помогали всем. Очевидно, не каждый старик годился для таковой роли.

Возможно, из 100 выживших на войнах быть совестью и памятью станицы способен был один… Потому он и пользовался огромным уважением и почитанием. Потому и снимали перед ним шапки и генералы, и увешанные орденами герои. В случае если на кругу старик поднимался — умолкали все. В случае если старик выходил на майдан и поднимал на посохе папаху — сбегалась вся станица, как по призыву сполошного колокола.

Таковой символ сказал о чрезвычайной важности случившегося. Не просто так старики, атаманы, мировые судьи и учителя пали первыми жертвами репрессий при расказачивании.

Головные уборы и прически

Головной убор занимает особенное место в наборе мужской одежды. Описания головных уборов очень скудны. На голове казаки постоянно носили цилиндрические меховые шапки разной высоты, в старое время с клиновидным тумаком.

Самое раннее описание головного убора донских мужчин находится в Дневнике В. Рубрукиса. По его словам обитатели Дона в 125З г. носили высокие островерхие шапки, по форме весьма схожие с головой сахара. Разумеется, подобные войлочные шапки фасона скуфьи, как внешний показатель, послужили на Руси предлогом для прозвища Тёмные Клобуки. У Запорожских и Черноморских казаков данный фасон виделся еще и в конце ХVIII века. На хранящемся в Киевском историческом музее портрете, Войсковой судья А. А. Головатый держит в руке как раз такую тёмную скуфью, обшитую понизу серебряным галуном. Сейчас на Дону шапки — трухменки уже покрывались мехом наружу, но носились и низкие папахи. Кавказские казаки также стали носить папахи и трухменки, причем их форма изменялась в зависимости от горских мод. Появились расширенные кверху кабардинки вороньи гнезда и низкие кубанки с плоским верхом.

Торжественные прически на длинные волосы

Ригельман А. в Истории либо повествовании о донских казаках… отмечает, что шапки они носили черкесские. Этнография восточных славян констатирует: цилин-дрическими по форме были овчинные высокие папахи казаков…. Фактически все авторы показывают на то, что классические казачьи шапки были круглыми, меховыми и с околышем. Шапки носили бараньи, куньи, из курпея (овчина ягненка). Околыш либо опушка были из овчины, меха норки либо тёмной выдры, соболя либо куницы. Верх либо шлык шапки изготавливался из сукна, бархата голубого либо красного, вышивался золотом либо обкладывался позу¬ментом.

Папаха — барашковая шапка с суконным верхом. В древности славяне именовали папаху клобуком, современное наименование вошло в потребление позднее, так же как трухменка либо кабардинка, они связаны с именами кавказских народов папагов, трухменов и кабардинцев. Казаки носят папахи различных фасонов: низкие — с плоским верхом либо высокие — с конусообразным верхом. Донцы и Запорожцы в 16–17 вв. снабжали папахи суконным тумаком, падавшим на бок в виде клина, в него возможно было положить стальной каркас либо другой жёсткий предмет, для защиты головы от шашечных ударов.

Для войны папахи шились лишь из меха барана, волка и медведя, т. к. лишь данный мех смягчал удар шашки, благодаря своей специфике. У офицеров и подхорунжих при парадной форме одежды колпак папахи по швам (крест-накрест и нижнему шву) обшивался узким серебряным битевым галуном, шириной 1,2 см.

Атаман носил трухменку — серую папаху с красным шлыком, сделанную из бараньей смушки.

У казаков папаха либо фуражка игралась огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом либо казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках. Фактически, ими голосовали. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Снимал шапку и выступающий. В случае если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит сказавший лишался слова.

Шапку кидали во двор хваленке, давая предупреждение, что придут свататься. Папаху либо фуражку привозили с войны и клали на божницу, в случае если казак погибал. В таковой дом никто не имел возможности войти без приглашения старшей в доме вдовы. Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с дамы платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. При возвращении с войны либо работы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны.

Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону либо Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: Забудь обиду, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой.

В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора.

За отворот папахи казаки клали очень акции и распоряжения. Надежнее места не было — утратить папаху казак имел возможность лишь с головой.

Суконный головной убор в виде широкого остроконечного капюшона с долгими концами-лопастями. Служил для укрытия от дождя и холода. В русском языке слово известно с первой половины XVII в. в написании башлак. В начале XVIII в. видится уже в современной форме. Заимствовано из тюркских языков (тур. baslik, азерб. башлыг, ногайское баслык). Производится от bas – верх, голова и суффикса luk, в большинстве случаев употребляемого в названиях одежды, свидетельствует головной, во главе, на голове.

Торжественные прически на длинные волосы

Шили его из сложенного в два раза куска материи. Шов проходил сзади. Надевали на шапку. Концы, обмотав около шеи, спускали назад. Время от времени носили на плечах, скрестив лопасти на груди, в холодную ясную погоду обвязывали талию. При хорошей погоде либо в праздничных случаях башлык вешали сзади на плечах.

Повседневные башлыки шили из узкого домашнего сукна, время от времени достаточно неотёсанной работы, составляли иногда из нескольких кусков. Торжественные изготавливались из белого, тёмного, серого либо окрашенного в красный цвет домашнего сукна узкой работы. Особенно ценилось мягкое, теплое и прекрасное по цвету сукно из верблюжьей шерсти. Активно использовалось и узкое фабричное сукно различных цветов. Башлык украшали галунами, шелковой либо шерстяной тесьмой, кистями, золотым шитьем, басонными пуговками.

Торжественные прически на длинные волосы

Конные казаки складывали его в четыре раза и помещали под седельную подушку. Пластуны накатывали на верхний конец бурки. Колпак башлыка пластуны, служившие на кордонных линиях, применяли для хранения хлеба.

Башлык должен быть суконный фабричного либо азиатского сукна, но просторный, дабы закрыть плечи и с концами таковой длины, дабы возможно обвязать около шеи, и завязать на пояснице. Около должен быть обшит шнурком либо тесьмой, дабы не вытягивался. На колпаке тесьма возможно окрест и поперек в виде круга либо углами. Возможно крепить кисти.
При входе в закрытое помещение он снимается вместе с другой верхней одеждой и оставляется в передней, в комнаты не входят с башлыком за плечами.

По некоторым сведениям башлык был и у казачек, в нем кроме того детей носили за спиной.

Казачий чуб — такая же традиция, как лампасы и папаха. По одной легенде, сбитая на ухо шапка именно и прикрывала его отсутствие. Донские казаки так растолковывают чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит — там порядок, а слева линия крутит — вот казак и выходит!

Казаки-старообрядцы не носили чубов, стриглись в скобку — так, дабы лицо было обрамлено прической, как скобой, либо под горшок, под арбузну корку, в то время, когда волосы подстригаются в кружок — ровно спереди и сзади.

Чуприна — покинутый на макушке, в центре шепетильно выбритой головы, толстый клок волос; старинный кавказский и казачий обычай. В Запорожье практиковался лишь войсковыми товарищами — полноправными членами сичевого братства.

Айдар — круглая казачья стрижка, под верховку, под-чуб, стрижка вкруг всей головы обрубом, не в скобку. В краеведческих статьях приводились разные значения слова айдар: тюркское — клок волос либо коса, русское диалектное — казачья стрижка. Тюркское слово айда — подгоняющий крик, соответствующий русскому вперед.

По традиции, в России усы были неотъемлемым элементом военной формы. Кстати, в Отечественную войну усы носили гвардейцы. Казаки-старообрядцы бороды не брили, и особенной привилегией, дарованной Петром I, было разрешение казакам носить бороду. Фасон бороды определялся методом бритья — концом шашки, подвешенной за темляк, выбривались три плоскости: щеки и шея. Казаки не носили обручальных колец, и борода сказала о том, что казак женат.

Сапог было великое множество — без сапог верховая езда невозмож¬на, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особенной любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги….
Сапоги носили, в большинстве случаев, татарского примера с очень сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна броских цветов: красного, желтого, зеленого.
Рядовые казаки носили полусапоги тёмного сафьяна либо простой кожи; ефрейтор — цветные сапоги (красные, желтые). Ригельман А. отмечает, что сапоги были черкесские.

Ичиги (ичеги) — кожаные чулки, то же самое, что кавказские, ноговицы. Тюркское значение слова вовнутрь.

Предки восточных славян – скифы – носили мягкие высокие сапоги, в каковые они заправляли брюки. Это были обтягивающие сапоги, похожие на кожаный чулок. Такая обувь обтягивала ногу посредством особых ремней, каковые охватывали ступню и щиколотку. Тогда же скифы начали надевать под сапоги прообраз современных нам носков – долгие войлочные чулки, к каким была пришита войлочная подошва. По верхнему краю таких чулок подшивались полосы с орнаментом из пестрых, разноцветных лоскутков. Сапоги натягивались поверх чулок так, дабы данный орнамент из лоскутов был виден.

Чирики — это туфли-галоши, каковые надевали или поверх ичиг, или поверх толстых чесаных носков, в каковые заправлялись шаровары. Чирики делали на жёсткой подошве, с широким каблуком и тупым носком.

Чевяки (чувяки, бахилки) — низкие сафьянные башмаки без жёсткого задника; с древних времен в обиходе у кавказцев, каковые надевают их поверх ноговиц.

Башмаки — кожаная обувь с ремнями, названная так вследствие того что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак — теленок). В верховых станицах летом носят башмаки из неотёсанной кожи на толстой подошве и неизменно шерстяные чулки собственного изготовления.

Посталы (поршни) — наиболее примитивная кожаная обувь. Она была распространена еще у древних славян и у большинства их соседей. Поршни являлись рабочей обувью и были двух разновидностей: 1) более ветхая форма — из одного куска кожи, планировавшего около ноги при помощи ремешка либо веревки, продетой в прорези, и 2) из двух кусков кожи, с пришивной головкой.

Поршни были самодельными. Сшить их было совсем просто. В овальном куске сыромятной кожи вырезали угол, края которого сшивали. Так получался носок. По краям башмака пробивали отверстия, в каковые продевали ремешок, выходивший концами в сторону пятки, и стягивали ремешок на ноге.

Казаки ни при каких обстоятельствах не носят лаптей. В случае если лапти и были, то наверное лишь у верховых казаков.

Мужчины как и дамы носили с обувью неотёсанные бумажные либо шерстяные белые чулки.